Интеграция инвалидов в России

В прошлом важную роль играл принцип социальной полезности. Конституция Российской Федерации утверждает, что общество должно быть социальным. Говоря более точно, здесь подразумевается, что ценность имеет каждая индивидуальная человеческая жизнь, независимо от наличия тех или иных особенностей. В 1995 году были приняты законы, которые определяют отношение государства к инвалидам.

С другой стороны, в процессе экономического развития страны происходит постепенное расслоение общества, определяемое происходящими в экономике процессами развития.

интеграция инвалидов

Уровень развития любого общества определяется не только его экономикой, наукой и другими важными достижениями. Это также связано со способностью государства заботиться о социально слабо защищённых слоях общества. Это относится к инвалидам, пенсионерам, бедным слоям населения.

В настоящий момент в России сложилась ситуация, когда существуют законодательство, где задекларированы права инвалидов, но на практике для их социальной интеграции делается очень мало.

Что означает общее понятие интеграции

Это понятие широко используется в различных сферах человеческой деятельности. Оно основано на значении латинского слова “integrus”, что означает “целый”. Общий смысл, который вкладывается в это выражение, состоит в том, что рассматривается объединение некоторых сходных в каком-то отношении объектов в одно целое.

Кроме того, важно заметить, что в данном случае может иметься в виду и достигнутый результат, зафиксированный в определённый момент, и процесс достижения единства.

Рассмотрим примеры для прояснения смысла этого понятия.

  1. В экономике несколько предприятий могут объединиться в единое целое, образовав корпорацию. Если они будут действовать согласованно, учитывая интересы друг друга, их эффективность резко возрастёт.
  2. Если имеет место интеграция на личностном уровне, то здесь имеется в виду, что все части организма, стороны личности, его различные черты представляют собой одно целое, которое действует согласованно и достаточно эффективно.

Что же имеют в виду, говоря об интеграционных процессах, происходящих в обществе? Такую характеристику относят к такому его состоянию, когда отдельные группы общества действуют в согласии, учитывая интересы друг друга. Здесь не должно иметь место угнетение одних социальных групп другими. Интересы и потребности всех участников не противоречат друг другу. Конечно, это непросто организовать, но если это сделать, то этот процесс будет вести общество по направлению к его идеальному состоянию, которое постепенно станет восприниматься как естественное и нормальное.

Осталось привести несколько возможных подходов к пониманию того, что представляет собой интеграция.

  1. В философии Герберта Спенсера вопрос об этом рассматривается следующим образом. Отсутствие интеграции, целостности означает состояние распыленное, мало чем проявленное в действительности состояние. Интеграция же наоборот — это концентрированное состояние, в котором объект проявляет себя ярко и рельефно. При этом в первом случае имеет место ускорение внутреннего движения, а в интегрированном целом оно наоборот, существенно замедляется.
  2. Говоря о целом мы не мыслим о его отдельных частях.
  3. В физиологии речь идёт об объединении различных тканей и органов для того, чтобы выполнить определённую, важную для организма, задачу.
  4. Оглавление в книге в какой-то степени интегрирует её содержание.
  5. В исторических науках под рассматриваемым процессом понимают определение сохранение различными социальными группами своей культурной целостности при объединении их в одно целое.
  6. В практической психологии понятие интеграции группы, обретения ей целостности, используется тогда, когда в ней достигается единство, сплочённость в одно целое, на основе ценностных ориентаций отдельных участников, без их дифференциации. При этом подразумевается, что они будут объективными в принятии на себя ответственности в совместной деятельности как в случаях успехов, так и при неудачах.

Социальная и политическая интеграция

Здесь будет рассмотрено данное понятие в сфере процессов, происходящих в жизни общества. Социальная интеграция характеризуется следующими чертами.

    1. Принятие индивида или группы другими составными частями рассматриваемого единства.
    2. Социальные объекты, коллективы, группы, которые входят в единство стремятся установить между собой оптимальные связи. При этом имеется в виду построение в дальнейшем системы отношений, которая будет выгодна всем участвующим здесь сторонам.
    3. Со временем вырабатываются формы деятельности, которые поддерживают целостность всего объединённого целого.
    4. Упомянем о важном частном случае. Если речь идёт об индивидах, которые обладают серьёзными недостатками при общении с другими, то интеграция предусматривает преодоление таких отрицательных сторон и организацию нормального общения и взаимодействия таких индивидов с обществом.социальная интеграция

 

Когда говорят о политической интеграции, имеется в виду не только совместная деятельность различных политических сил, но и образование как формальны

х, так и неформальных институтов для принятия решений по общим вопросам.

При этом ожидается, что совместная интеграционная деятельность со временем приведёт к образованию общих ценностей и возникновению общих целей.

Возможные пути осуществления интеграции

Общество может влиять на развития личности различными способами. Один из наиболее эффективных — это построение процесса образования особым образом для того, чтобы облегчить возможность интегрировать инвалидов в общество. Социальная эксклюзия инвалидов неприемлема в современном обществе.

Здесь имеется несколько подходов.

Использование интеграционного подхода в образовании

Один из них носит также название интеграции, но этот термин употребляется в более узком смысле, чем выше в статье. Он здесь применяется к процессам образования. Тут имеется в виду следующая модель обучения инвалидов в школе. Рассматривается такая, где имеются как обычные классы, предназначенные для обучения обычных, здоровых детей, так и специальные классы, которые специализированы на обучении инвалидов. При этом те из них, которые показали свою способность обучаться в обычных классах, принимают участие в обучении в них. Если же этого нет, то обучение происходит по особой программе для инвалидов, что мало способствует тому, чтобы социальная эксклюзия была преодолена.

Что такое инклюзия

Но существует и другой подход к решению указанной проблемы. Он противоположен тому, что представляет из себя социальная эксклюзия. В этом случае предусмотрено осуществление двух взаимодополняющих процессов.

  1. Ребёнку-инвалиду даётся возможность посещать обычную школу и учиться в ней в равных условиях с обычными учениками, чем обеспечивается интеграция инвалидов.
  2. С другой стороны, образовательный процесс, обстановка в рассматриваемом учебном заведении изменяются постепенно таким образом, чтобы облегчить адаптацию инвалидов в процессе обучения. При этом, в случае возникновения такой необходимости, могут быть предусмотрены дополнительные услуги для учеников.

Такой способ интеграции инвалидов в общество называется инклюзия.

Преимущества инклюзивного подхода

Использование инклюзивного подхода предполагает совсем другое отношение к ученикам с ограниченными возможностями по сравнению с альтернативным вариантом, а также по отношению к их родителям.

Это позволяет сместить основное направление педагогических усилий в направлении увеличения гуманизации воспитательного процесса и усиления его роли.

Надо отметить, что указанная особенность не связана со смягчением требований к ученикам. Соблюдение дисциплины остаётся одним из важнейших требований.

Тут можно привести один характерный пример для иллюстрации данной мысли. Если ребёнок страдает от аутизма, одна из особенностей его поведения состоит в том, что при переходе из одного помещения в другое он иногда кричит. Для таких детей это поведение довольно типично. Для того, чтобы его отучить от этого, ему дают понять, что такое поведение нежелательно. Например, это можно сделать, показав ему красную карточку, сказав, что так поступать нельзя и в наказание его могут не повести в специальную “сенсорную” комнату, где он обычно любит бывать. Такой подход, по своему содержанию позволяет воспитывать учеников без какой-либо дискриминации.

Надо отметить интересный опыт, который сложился в Великобритании. Там стараются работать ребёнком, начиная с первых месяцев его жизни. При этом не происходит отбора тех, кто обладает большими или меньшими способностями. Педагоги и воспитатели стараются заранее вложить в ребёнка как можно больше полезного. Образование в возрасте от 5 до 11 лет похоже на дошкольное образование в России, но характеризуется большим объёмом материала. Таким образом интеграция не подразумевает определение способностей детей на ранних периодах развития.

Дальше, обучаясь в общей школе, ребёнок с особенностями одновременно дополнительно имеет личного учителя, который делает его обучение более эффективным. При этом работа с каждым интегрируемым ребёнком находится в центре внимания педагогического коллектива школы.

Инклюзия в образовательном процессе

Когда говорят о том, какие цели существуют у образовательной системы любого демократического общества, то имеют в виду следующее.

  1. Разнообразное и полноценное развитие личности как целого (личностная успешность).
  2. Необходимость обеспечить органическое вхождение ребёнка в общество (социальная адаптация).
  3. Потребность в получении как общих знаний. Так и различных необходимых практических умений (профессиональное совершенствование).

Достижение этих целей важно для любой образовательной системы. Однако, существуют дети, которые имеют свои существенные особенности.

Использование инклюзии в процессах интеграции может проходить в нескольких формах.

  1. Если общий уровень психофизического развития детей инвалидов находится на том же уровне, что и у остальных детей, происходит полная интеграция. При этом они проходят общее обучение.
  2. Возможна ситуация. Когда их уровень развития ниже, чем должен был быть. В таком случае имеет место неполная интеграция. При этом Одни предметы дети инвалиды изучают наравне со всеми, а в других вопросах с ними работа ведётся отдельно.
  3. В отдельную категорию можно выделить тех детей, которые имеют большое отставание в развитии. Они проходят общее обучение незначительном числе предметов. В основном они учатся отдельно, в особых условиях. Интеграция в таких ситуациях происходит в незначительной степени, но это обусловлено особенностями данной категории учеников.
  4. Бывает, что в определённых школах нет нужных условий для проведения совместного обучения. В этих случаях может быть применена эпизодическая интеграция. Здесь общие занятия носят эпизодический характер.

При этом даже те, кто относятся к предпоследней и последней категории учеников, должны регулярно, по возможности не реже двух раз в месяц участвовать в общих мероприятиях с остальными учениками. Это прекратит процессы сегрегации детей-инвалидов.

инклюзия

В каждом отдельном случае должны рассматриваться психофизиологические способности детей для того, чтобы определить, какой вариант интеграции подходит им наилучшим образом.

Образование — это только часть проблемы. Когда такие дети вырастут, пройдя специальное обучение, они будут обладать нужными качествами для того, чтобы социально адаптироваться в обществе. Однако для этого оно также должно сделать шаги им навстречу.

Особенности интегрированного обучения

Преимущества были рассмотрены ранее. Однако, здесь имеются свои недостатки. Особенно серьёзным является недостаточное количество профессиональных педагогов для работы с детьми-инвалидами. Конечно, таких специалистов в некоторых случаях можно нанять на частной основе. Но далеко не всем это по карману.

Заключение

Работа с детьми, которые от рождения имеют свои особенности важна и актуально. Общество должно стремиться к тому, чтобы дать им максимальные возможности для их социальной адаптации.

Раз в неделю мы отправляем Вам самые интересные новости о льготах и субсидиях